Перейти на сайт АФЭИ



КУЛЬКОВ В.Н. кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Армавирского финансово-экономического института.

Окончил Военно-политическую академию, Высшую школу практической психологии и менеджмента профессора Новикова В.В. при Международной академии психологических наук.
В течении 8 лет работал практическим психологом.
Обучался в аспирантуре Ростовского госуниверситета по специальности "Социальная психология"




Зайти...


Народ.Ру




Кое-что о психологических закономерностях, связанных с восприятием визуальной информации

Как отмечал И. М. Яглом: “…орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осязания — 10000, а орган зрения — 100000”

Это подтверждает народную мудрость: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивал, что восприятие

- через ЗРИТЕЛЬНУЮ систему идет НА ТРЕХ УРОВНЯХ:

ощущение,

восприятие,

представление,

- через СЛУХОВУЮ системуТОЛЬКО на уровне представления.

Это значит, что ПРИ ЧТЕНИИ информация воспринимается ЛУЧШЕ, ЧЕМ “СО СЛУХА”.

Исследования ряда учёных показали, что до 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, так как:

мысли текут в 8—10 раз быстрее, чем речь;

• наличие различного рода отвлекающих факторов (реакция на внешние раздражители).

Современные исследования показали, что объём запоминаемой информации зависит от формы её получения:

  • 15% — В РЕЧЕВОЙ;
  • 25% — В ЗРИТЕЛЬНОЙ;
  • 65%—если ОБА эти способа передачи информации используются ОДНОВРЕМЕННО”.

Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения.

Закономерности в визуальной информации:

- вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине:

Отсюда — текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом.

- поле чтения ПРИ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ варианте увеличивается, текст читается быстрее. Хотя существует и противоположная точка зрения: при широком поле чтения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение.

- линии, не имеющие перерыва, С ПЛАВНЫМИ ЗАКРУГЛЕНИЯМИ считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами.

Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный.

-Вертикально нужно давать НЕЧЕТНОЕ ЧИСЛО ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ: 3, 5, 7.

Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, — это 7 ± 2 (имен, наименований). Четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

-ВЕЛИЧИНА БУКВ для комфортного и предельного зрения в зависимости от расстояния представлена в следующей таблице:

Величина букв, см

Предельное зрение, м

Комфортное зрение, м

1

3

2

2

5

3

3

7

4

4

9

5,5

5

10-11

6-7

 

  • РАСПОЛОЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ на доске.

Американские исследователи, занимавшиеся психологией восприятия, еще в 20-е годы определили влияние уровня запоминания от места расположения материала на доске (плакате):

28%

33%

16%

23%

 

  • Восприятие читаемой информации зависит от УДОБОЧИТАЕМОСТИ ТЕКСТА.
    • Играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати и т.д.

- Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом, затем черный набор на всех цветных планшетках (т. е. фон). Неудобочитаемы желтый на белом фоне и наоборот.

  • Влияние ЦВЕТА НА ПСИХИКУ, а значит и на восприятие информации.
  • Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром.
  • ЦВЕТ оказывает влияние на психическое самочувствие:

- зеленый цвет действует на человека успокаивающе.

- голубой и желтый цвет:

-успокаивает сангвиника и холерика,

-клонит ко сну флегматика,

-располагает к замкнутости меланхолика.

- красный и алый цвет действует возбуждающе

В процессе чтения на самочувствии человека сказываются:

утомление, квалификация, профессиональные склонности.

ВЫДЕЛЕНИЕ ШРИФТА другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.

Другие особенности восприятия текста:

- чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят;

- студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей.

- в экстремальных условиях лучше запоминаются слова, хуже всего цифры

- существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные.

- начало и конец запоминаются лучше, чем середина

Учёт указанных психологических закономерностей, связанных с восприятием визуальной информации в процессе обучения поможет преподавателям достичь более высоких результатов в ходе занятий.



E-mail to webmaster

Hosted by uCoz