|
Как отмечал И. М. Яглом: “…орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осязания — 10000, а орган зрения — 100000”Это подтверждает народную мудрость: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” .Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивал, что восприятие - через ЗРИТЕЛЬНУЮ систему идет НА ТРЕХ УРОВНЯХ :ощущение, восприятие, представление, - через СЛУХОВУЮ систему — ТОЛЬКО на уровне представления.Это значит, что ПРИ ЧТЕНИИ информация воспринимается ЛУЧШЕ, ЧЕМ “СО СЛУХА” .Исследования ряда учёных показали, что до 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, так как: • мысли текут в 8—10 раз быстрее, чем речь;• наличие различного рода отвлекающих факторов (реакция на внешние раздражители). Современные исследования показали, что объём запоминаемой информации зависит от формы её получения :
Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения. Закономерности в визуальной информации: - вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине:Отсюда — текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом. - поле чтения ПРИ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ варианте увеличивается, текст читается быстрее. Хотя существует и противоположная точка зрения: при широком поле чтения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение. - линии, не имеющие перерыва, С ПЛАВНЫМИ ЗАКРУГЛЕНИЯМИ считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами.Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный .- Вертикально нужно давать НЕЧЕТНОЕ ЧИСЛО ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ: 3, 5, 7.Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, — это 7 ± 2 (имен, наименований). Четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже .- ВЕЛИЧИНА БУКВ для комфортного и предельного зрения в зависимости от расстояния представлена в следующей таблице:
Американские исследователи, занимавшиеся психологией восприятия, еще в 20-е годы определили влияние уровня запоминания от места расположения материала на доске (плакате):
- Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом, затем черный набор на всех цветных планшетках (т. е. фон). Неудобочитаемы желтый на белом фоне и наоборот.
- зеленый цвет действует на человека успокаивающе.- голубой и желтый цвет:-успокаивает сангвиника и холерика, -клонит ко сну флегматика, -располагает к замкнутости меланхолика. - красный и алый цвет действует возбуждающеВ процессе чтения на самочувствии человека сказываются: утомление, квалификация, профессиональные склонности. ВЫДЕЛЕНИЕ ШРИФТА другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.Другие особенности восприятия текста: - чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят ;- студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей. - в экстремальных условиях лучше запоминаются слова, хуже всего цифры- существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные.- начало и конец запоминаются лучше, чем серединаУчёт указанных психологических закономерностей, связанных с восприятием визуальной информации в процессе обучения поможет преподавателям достичь более высоких результатов в ходе занятий. |